Леонид Словин
Цапля ловит рыбу

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Плюс со знаком минус

В Ухте стояло морозное утро.
Денисов приехал в куртке, продрог. У трапа, пока пассажиры покидали самолет, чтобы всем вместе следовать через летное поле, озяб окончательно.
— Товарищ Денисов из Москвы, — объявило радио, — вас просят подойти к справочной...
Встречающих было двое, оба в гражданском. Главной приметой их была неприметность. Денисов сразу узнал своих, хотя они и держались до последней минуты поодаль. Денисов и сам играл в эти игры.
Коллеги также быстро «просчитали» Денисова.
— Барчук, начальник отделения розыска.
— Шахов, старший опер.
— Денисов.
— Мы тут кое-что прихватили... — Вблизи начальник розыска выглядел моложе своего подчиненного, державшего в руке короткий, с искусственным воротником полушубок. — Примерить лучше прямо сейчас... — Барчук избежал официального «вы» и принятого между оперативными работниками «ты».
Денисов сбросил куртку, с ходу сунул руку в меховушку.
— Как?
— Совсем другое дело, можно ехать.
— Я рад.
В машине Барчук объяснил:
— Жена Сабира... — Начальник розыска называл актера как человек, хорошо с ним знакомый, — Овчинникова. После развода вернула свою фамилию, живет в Сосногорске...
— Вы не из Ухты?
— Сосногорский уголовный розыск. Раньше это тоже была Ухта, потом отсоединились.
— Далеко отсюда?
— Пустяки. Сорок километров. Дорога хорошая...
Водитель-милиционер резко, с места, взял старт.
— ...Насколько все это серьезно с Сабиром? — Барчук сел рядом с Денисовым на второе сиденье; впереди, с шофером, устроился Шахов.
— Пока полная загадка для всех, кроме, как мне кажется, режиссера... Впечатление такое: вышел позвонить и не вернулся. Так, с книгой, которую читал по дороге, и исчез.
— А что режиссер?
— Забил тревогу в первые же часы.
— Странно.
Денисов вспомнил тетрадь с выдранными листами, обнаруженную в купе Жанзакова, конверт без адреса, заклеенный, потом вновь распечатанный; ничего не сказал. «Это мои трудности...» — Деньги с ним были?
— Сейчас проверяют.
— Если были — все может обернуться другим. На месте виднее... — Барчук дал понять, что гость может приступить к вопросам, из-за которых прибыл.
— Жанзаков бывал здесь? — Денисов придвинулся, чтобы лучше видеть лицо собеседника.
— Сабир? В год по нескольку раз! Это было неожиданностью.
— Даже так?!
— Иа-за дочери.
— Любит?
— Не то слово. Обожает! Девчонка делает с ним что хочет. Скажет — «Останься!», он, мне кажется, останется.
— Сколько ей?
— Во втором классе. Еще в музыкальную ходит. В Сосногорске гостиниц нет, а музыкальных целых две.
— Сабир и из-за жены приезжает... — Старший оперуполномоченный обернулся. Он оказался немолодым, рыжеватым, крупный лоб блестел, как в жару. — Хотя она и бывшая. Смекаешь?
Денисов кивнул.
— Она работает?
— В леспромхозе «Сосногорский» экономистом.
— Училась в Москве?
— В Ленинграде, в Лесотехнической академии.
— Мне придется ее допросить.
— Она, наверное, уже ждет, я предупредил.
Шахов говорил чисто, но в разговоре словно пользовался другими лицевыми мышцами, как бывает, когда говорят на чужом языке.
«Местный... — Денисов с интересом взглянул на него. — Из народа коми...» Города он не увидел. Дома как-то сразу расступились, теперь вокруг было только белесое небо и белый, застрявший наполовину в снегу лес. На больших скоростях по дороге навстречу проносились машины.
Тайга...
— Настоящая тайга километров за пятнадцать отсюда... — Словно уловив короткую внезапную мысль гостя, сказал Шахов. Добавил жестко:
— Мы называем ее «парма»! Хорошие места. Если бы мне, к примеру, предложили в Москве квартиру на Арбате или в Крылатском, я бы все равно не уехал.
— Овчинникова была этой зимой в Москве?
— Шахов кивнул:
Была. Очень недолго. Один или два дня. С отчетом.
— Встречалась с Жанзаковым?
— Этого не знаю.
— А позавчера? Ее видели в Сосногорске?
— Понимаю, — старший опер отер вспотевший лоб платком. — Может, для кого-то это и сгодится как версия... Но мы-то знаем, — он показал на Барчука. — Сабиру от жены ничего не грозило. Она — другой человек. Поговоришь — убедишься... — Шахов первый раз перешел на «ты».
— Жанзаков раньше здесь жил?
— Сейчас расскажу их историю... — Начальник розыска перехватил инициативу. — Они окончили школу в Сосновке. Тут рядом. Поженились. У Зинаиды тогда еще жили родители, вообще-то она коренная москвичка, дочь бывших высланных. Родители Сабира еще раньше отсюда уехали, после реабилитации. Отец его работал в 258-м строительно-монтажном поезде управления Печерстрой, потом с остальными детьми подался в Душанбе. Когда Сабир закончил ВГИК, начал работать, он несколько лет еще ездил сюда. Потом повстречался с другой. Короче, не вернулся...
— Овчинникова живет одна? Я не имею в виду дочь.
— Одна.
— Жанзаков помогает?
— Думаю, да, — Шахов обернулся. — У Зинаиды Андреевны дубленка, и у девочки шубка. Скорее всего Сабир и привез.
— Где он обычно останавливается?
— В общежитии ПМК, куда мы едем. Иногда у жены.
— Там квартира?
— Частный дом. Зимой в этот раз он у нее останавливался... — Старший опер, как и положено, был более осведомлен. — Быстро приехал и быстро уехал... Я его и не видел.
— Что-нибудь с дочерью?
— Сама болела. Зинаида.
— Серьезное?
— На нервной почве. В детстве не получила необходимого. Авитаминоз, вегетативная дистония. Сейчас это у многих.
Денисов подумал:
«Обе отлучки актера во время съемок, о которых рассказывал режиссер, могут быть связаны не с родителями Жанзакова в Душанбе, а с его бывшей женой в Сосногорске...» — Когда Жанзаков приезжал в последний раз? В феврале?
— В феврале. Он не ошибся.
— Приезжает обычно один?
— Один, но и с друзьями бывал тоже. — Барчук закурил.
— Кроме семьи, он посещает кого-нибудь еще в Сосногорске?
— А как же? У него здесь полно друзей, однокашников! В Ухте! И у нас в отделе. Мне пластмассовые наручники привез...
— Когда из Малайзии приехал... — вставил Шахов.
— Из Вьетнама. Еще фокус показал... — Начальник розыска достал спичечный коробок, укрепил на ладони. — Он ставит его вот так на край стола. Отходит. И вытянутой рукой, но не касаясь коробка, опрокидывает... «Когда-нибудь, — сказал, — буду стоять далеко от стола и только чуть двину пальцами... Отдам мысленный приказ — и он упадет!» У нас все отделение несколько дней пробовало повторить. Никому не удалось.
Разговор утратил остроту.
— Подъезжаем, — Шахов кивнул на дорогу.
Впереди показались прокопченные трубы, снег вокруг тоже был густо покрыт копотью.
— Наш газоперерабатывающий. Переработка нестабильного газового конденсата. Попросту: сажевый завод, продукция на пятнадцать стран...
За заводом и по сторонам тянулся холодный низменный край, отороченный по горизонту невысоким лесом; остроконечные верхушки елей неброской строчкой чертили границы узора.
— А может, Жанзаков, все же, по какой-то причине приехал в Сосногорск? — спросил Денисов. — Девочка дома?
— В школе! Я узнавал... — Барчук погасил сигарету. — Конечно, Сабир человек непредсказуемый... Все может быть. Пока идет разговор с Овчинниковой, мы постараемся снова все проверить. И тогда скажем точно: в Сосногорске Сабир или нет...
Женщина в кресле, ссутулившись, что-то быстро записывала в толстую тетрадь. Увидев Денисова, сразу убрала записи.
— Вы из Москвы? — Голос оказался глуховатым, простуженным. — Овчинникова. Жена Сабира Жанзакова, — у нее чуточку перехватило горло. Она тут же добавила: — Бывшая.
На ней была натуральная рыжеватого цвета дубленка, валенки, но внимание Денисова привлекло другое — на столике, рядом с креслом, он увидел связанные, как носки, теплые, из грубой шерсти варежки.
«Это она! Приходила к поезду «Таджикфильма» в Москве, разговаривала со скуластой гримершей...» — Денисов, оперуполномоченный. Вы уже знаете?
— Сабир пропал, — глаза ее, маленькие, сухие, следили за Денисовым. — Это правда?
— Да.
— Но, видимо, не вся. Из-за этого вы не прилетели бы в Сосногорск!
— Где мы можем переговорить? Я должен записать.
Общежитие было маленьким, на несколько комнат, удачно спланированное: все двери располагались словно по периметру правильного квадрата, в центре квадрата виднелись раковины умывальников. Был предобеденный час, комнаты пустовали.
— Давайте хотя бы сюда, — она пошла впереди.
В угловой комнате стоял телевизор, несколько кресел, — она предназначалась для отдыха, рядом была кухня. Денисов увидел электроплитку, холодильник.
— Я поставила чай. — Овчинникова оказалась скорой на ногу. Через минуту она уже вернулась с чашками. — Вы сегодня уедете?
— Да, но до этого я должен еще кое с кем встретиться в Ухте.
— Мы, наверное, приедем провожать. Хочу, чтобы Люда увидела вас.
— Дочь?
— При возможности очень важно напоминать ей, что отец существует. Я поняла это. Знакомить с друзьями Сабира, показывать фотографии, вещи. Тогда ребенок не чувствует себя брошенным.
— Девочка тоскует?
— Она ничего еще не понимает. Сабир позволяет ей делать с собой все, что она захочет. — Овчинникова повторила слова начальника розыска.
— Живете вдвоем?
— Втроем. Еще старуха — девяносто лет. Дочь выставила, вот и перебивается с нами.
— Чужая?
— Абсолютно! А дочь родная на соседней улице! Свой дом! И смех, и грех!
— Жанзаков бывает в Сосногорске?
— Когда я болею. Он тогда сам не свой. Может, считает себя виноватым. Трудно объяснить. Говорит, все валится из рук. Я это чувствую. Показывает разным специалистам... Один раз профессора привез, чуть ли не академика. Потом знахаря... — Она заговорила отрывочно. — В то же время, пока здоровье... Такие дни! Их так мало! Мне кажется: у меня на лбу написано «Сабир» — и все видят... Не хочет сделать человека счастливым...
Овчинникова вышла. Заваривала чай она чуть дольше, чем требовалось, когда вернулась — глаза были сухи.
— Сабир физически очень сильный человек, — она разлила чай. — Но духом слаб. Я — маленькая женщина — много раз сильнее его. Он это знает. Как и то, что со мной он становится крепче, независимее. И получается, замкнутый круг. Я поднимаю его, и он уходит. Тереза фактически не стала его другом! Это — как свидетельство успеха! Как награда, которой он добивался. Визитная карточка. Странно, но я даже не ревную. Она старше меня. Это как в его любимом фильме: мальчик-боксер влюбился в дочь спортивного босса... Вам говорили?
— Да. Кстати, почему «Восьмой раунд»?

— В этом раунде он переломил судьбу... Чушь! Вы видели Терезу?
— Нет.
— Интересная женщина. Но не для Сабира. Он простоват, однолинеен. Тереза — женщина другого уклада, привычек. Когда она с мужем жила в Африке, им полагался бой. К ним наезжали журналисты и дипломаты, и не только наши. Сабир сам мне рассказывал. Теперь он превратился в боя, но ему это доставляет одну лишь радость.
— Друзья у него есть?
— Раньше было так: с кем общается — тот и друг. Мог привести домой, оставить ночевать. «Ты накорми его, Малыш!» — сам мог уехать. У него не было ни тайн, ни зависти, ни ревности. Сейчас все эти люди считаются его друзьями только по инерции.
— А враги?
— Врагов практически тоже нет. Но он их легко заводит. Как друзей.
— Женщины?
Много приятельниц, но от них, по-моему, стал уставать. С Терезой он больше думает об успехе. О больших ролях в кино. Самбисты, десантники... Это в прошлом. Тереза ввела его в свой круг. Сейчас он делает свою жизненную карьеру.
Рисунок взаимоотношений внутри пресловутого треугольника прояснился.
Овчинникова поспешила дополнить:
— Не подумайте. У него своя жизнь. Я ему никогда не мешала, я ему друг. Их любовь начиналась у меня на глазах.
— Он звонит вам?
— Иногда в день по нескольку раз. Телефонистки удивляются. Бывает, из-за границы. Из Ханоя, из Кельна!
— О чем говорите?
— Ни о чем. «Как ты? Как девочка? Дай ей трубку...» — По-вашему, его сейчас нет в Ухте?
— Я бы вам сказала.
— Вы виделись в Москве?
— В этом году? Нет. С утра до позднего вечера заседали... На второй день перед работой заехала на станцию, где у них съемки, Сабира не было. Так и уехала.
— Где, по-вашему, он может быть сейчас?
— С Терезой его нет? Даже не представляю.
— Он снял деньги со счета. Может, речь идет о какой-то покупке? Машины, например. Не говорил вам?
— Сабир не водит машину. Мне он вообще ничего не говорил.
— Переписываетесь?
— Нет. Только дочь. С его матерью. Иногда Сабир ей отвечает.
— Помогает материально?
— У нас всего хватает. На алименты я не подавала.
— Расскажите о его последнем приезде в Сосногорск.
Своей просьбой Денисов словно подвел итог. Она подняла глаза. Лицо было приятным, хотя и невыразительным. Внешнее словно постаралось перечеркнуть чистое и глубокое внутреннее.
— В феврале, седьмого. Мы с дочерью встречали его в Ухте, в аэропорту. Две недели перед этим я была на больничке. Похудела. Врачи не знали, что делать. Прилетел не один. Привез старика знахаря. В халате, с колокольчиком на шее. Хотел, чтобы он меня посмотрел.
— Знахарь?
— Сабир называл его «табибом». Можно истолковать как лекарь или ученый. Я отказалась. Сразу и наотрез. Сабир расстроился, но старик сказал: «Если человек не верит, лучше не надо». Из аэропорта поехали на такси к нам, в Сосногорск.
— Все четверо?
— Впятером. С табибом была его мать — старуха лет восьмидесяти. Слепая. Он нигде ее не оставляет.
— Потом?
— Сабир привез и лекарство. Ампулы для инъекций. Они мне всегда помогали. Вечером начала курс лечения, назавтра мне уже было лучше. Сабир тоже влияет на меня благотворно, вообще мы друг на друга... — она не закончила.
— Какое впечатление он произвел на вас в этот приезд?
— Тяжелое. Я даже сказала: «Ты — как пес, побитый, безудачный...» Он засмеялся, попросил, чтобы я записала ему. Он нуждался в поддержке не меньше, чем я.
— Вы пишете стихи?
— Так, иногда.
Денисов достал блокнот, нашел переписанное в купе у Жанзакова четверостишье: «Забудь судьбу мою, забудь, и, если встретишь ты другую, ей не дари любовь такую, какую я должна вернуть...» — Ваши?
— Да. Мы раньше часто писали друг другу, выписывали из книг.
— У вас есть что-нибудь?
— Из того, что записал Сабир?
— Да. За последнее время.
Она поискала в сумке, потом подала сложенный вчетверо листок.
Денисов прочитал:
«Физическая близость, наверное, большое испытание. Если мы можем его выдержать, относясь к тому, кого любим, с милосердием, а к тем, кому изменяем, с нежностью, нам не надо мучиться, хорошо или плохо мы поступаем. Но ревность, недоверие, жестокость, мстительность и взаимные попреки губят все. А гибель отношений — это грех, даже если ты жертва, а не палач. И добродетель тут не оправдание». Грэм Грин. «Комедианты».
Денисов подумал: «Как у многих, недостатки Жанзакова — продолжение его достоинств: нежелания причинить боль близким, доброта...» Пока он не видел ни объяснений причин исчезновения актера, ни путей его розыска.
За окном остановилась машина, Барчук и Шахов заехали за ним, чтобы отправить в Ухту.
— Запишите мой телефон, — сказала Овчинникова, — вдруг что-нибудь прояснится...
Денисов смотрел в лобовое стекло.
Когда казалось, что Сосногорск уже позади, лес внезапно снова прерывался: снова возникали подъемные краны, кирпичные жилые дома, микрорайоны. На заснеженных балконах колом стояло продубевшее на морозе стираное белье.
Сосногорск застраивали по частям — застройка чередовалась с невырубленными делянками.
Барчук объянил:
— Сабира в Сосногорске нет... — Начальник розыска сел впереди, рядом с шофером. — В последний раз он был в феврале, как я сказал. Приезжал вместе с пожилым человеком, азиатом, и старой слепой женщиной. Были всего один день, в тот же вечер улетели в Москву. Зинаида Андреевна с девочкой проводили их в Ухту, в аэропорт... Вот все, чем могли помочь.
Ехали быстро. Денисов успел незаметно вздремнуть, проснулся, ткнувшись подбородком в овчину.
— Граница Сосногорского района, — негромко объявил Шахов. — Дальше Ухта... Пока не отделились, ухтинские гостиницы, кинотеатры тоже считались нашими... — Денисову показалось, что сосногорцы болезненно переживают соперничество с Ухтой.
Барчук наклонился к шоферу:
— Покажешь гостю проспект...
— Я и сам хотел, товарищ капитан... «Выходит, лететь надо было не в Сосногорск, — подумал Денисов, — куда-то совсем в другую сторону. Правда, тогда бы я вряд ли так ясно представил себе человека, которого ищу!» — Я захватил кое-что из своего архива, — Барчук передал на заднее сиденье конверте фотографиями, свернутый трубкой плакат. — Интересно?
— Конечно!
Денисов открыл конверт. Большинство снимков были любительские, сделанные в Сосногорске в разные годы. Актер на сцене клуба. Актер в телогрейке с молотком у бревенчатого дома. Он же с женой и дочерью. За партой на традиционном сборе выпускников школы.
Одна из фотографий — групповая — была сделана в спортивном зале во время занятий. Жанзаков — в белом кимоно — был запечатлен чуть сбоку, в глубине. На переднем плане изображен был один из спортсменов — высокий молодой парень. Его мускулистая нога лежала на плече партнера, туловище наклонено вниз, к опорной ноге.
— Парня не знаешь этого? — Денисов придержал фотографию.
— Нет. Снимок не сосногорский. Это Сабир на занятиях в Москве.
— Можешь дать? На время, конечно.
— Бери. Упражнение называется «Цапля ловит рыбу».
Они уже следовали городскими улицами.
Вдоль широченных даже для крупного города магистралей тянулись далеко отстоявшие друг от друга, цвета топленого молока, жилые дома. Высота зданий и ширина проспекта удивительно гармонировали.
Было темно. Искры снега вспыхивали под фарами. Сосногорцы в машине молчали. За домами впереди виднелась тайга и вовсе отсутствовала окраина — обычный для Москвы частный одно-двухэтажный сектор.
Шахов заметил без связи:
— По проекту застройки центр Сосногорска планируют в пятом микрорайоне. Дом Советов, кинотеатр, клуб... Приедешь — не узнаешь: рядом спортивный комплекс, бассейн. А на Ленинградской, где ты шел, торговое училище, ателье...
Денисов снова подумал о своем: «Из Ухтинского горотдела надо срочно позвонить в Москву, Бахметьеву...» — Может, остановить у «Ухтатрансгаза»? — спросил шофер.
— Подумаешь, здание, выкрашенное в яркий густой цвет... Вот и все!
Денисов развернул свернутый трубкой плакат — рекламу «Совэкспортфильма».
Жанзаков был изображен на нем в полный рост, во время выполнения боевого приема: пальцы босой, вскинутой на уровень лица ноги растопырены, сбоку — занесенный для удара кулак. Похожие на косточки миндаля темные глаза прищурены, словно от солнца.
— Сабир в последнем фильме, — пояснил Барчук. — Сейчас, перед тем как ехать в аэропорт, заскочим в горотдел. Позвонишь...
Столицу дали без затруднений. Быстро. Бахметьев был у себя.
— Это Денисов. Я в Ухте, только что вернулся из Сосногорска. Жанзакова здесь нет и не было... — Он коротко пересказал разговор с бывшей женой актера.
— У нас новость. Перед тем, как исчезнуть, он действительно получил деньги... — Бахметьев словно пропустил рапорт Денисова мимо ушей.
— Много?
— Большие деньги! — Отчего-то он не назвал сумму. — Сберкасса подтвердила. Что там у вас? Весело?
С верхнего этажа донеслась музыка — горотдел отмечал принятие присяги молодыми милиционерами. Виновникам торжества вручали памятные, на лентах, медали — Денисову показали их в дежурке.
— Вроде этого...
— Только деньги эти, — уточнил Бахметьев, — прислала не студия, он их сам снял в Душанбе со своего счета. Какая-то была у него цель. Подал заявление в сберкассу, и их перевели ему в Москву!
— Когда он их запросил? В этом месяце?
— В середине марта... — Бахметьев замолчал. Денисов понял: Бахметьев достал платок, поднес к искалеченному на фронте глазу: — У нас непогода. Шереметьево закрыли. Хорошо, что ты летел из Быкова... Хотя что хорошего? Плюс со знаком минус. — Он еще помолчал. — Успеешь к прилету Жанзаковой? Во сколько ее рейс?
— В два ночи. Успею. Если не подведет погода.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Местный розыск

Сбой в графике отлетов и прибытий, наступивший по причине метеоусловий в Москве, еще давал о себе знать, но когда Денисов прибыл в аэропорт, Шереметьево было уже открыто для полетов.
— Выполняются рейсы за двадцать девятое марта... — голос дикторши звучал в полную силу. — Москва — Сыктывкар, Москва — Вильнюс, Москва — Ленинград...
Мурманский рейс погода в Москве не затронула, жена актера должна была прибыть вовремя.
«Наверняка у нее есть свои соображения!..» — позвонил в отдел: ничего нового по розыску Жанзакова там не было.
Звонить домой он не решился, хотя Лина, возможно, еще не спала, ждала его звонка.
В залах аэропорта было душно.
Денисов поднялся на второй этаж к стеклянной, примыкавшей к взлетному полю стене, здесь казалось прохладнее, бетонные взлетно-посадочные полосы внизу были немилосердно высвечены мощными прожекторами.
— ...Пассажиров рейса номер... за двадцать девятое, прошедших регистрацию, просят пройти на посадку...
Радио теперь, казалось, уже не умолкало ни на минуту; аэропорт быстро освобождался ото всех, кто не смог улететь накануне. Из круглого здания, на отшибе, какими художники изображают обычно корабли пришельцев — несколько расположенных друг над другом разнокалиберных тарелочек, — то и дело отправлялась очередная партия пассажиров, ведомая стюардессой.
«Жанзакова за это время могла получить известие от мужа. Прошло больше двух суток. Тогда все, о чем я узнал в эти дни, — тайны чужой семьи, боль покинутой жены, неверное счастье избранницы, раздвоенность Жанзакова, характеристики, воспоминания — суть лишь ненужные отходы процесса розыска...» Через несколько минут все должно было выясниться.
Проходя зал, Денисов увидел внизу Сухарева; режиссер был не один, в стоявших вместе с ним женщине и мужчине угадывались люди, причастные к искусству, по крайней мере, внешне.
Провожали они кого-то или встречали — было трудно сказать.
Коренастый лысый мужчина был в широких, в крупную клетку брюках, темных очках, в спускавшейся с плеч яркой куртке; мощная комплекция, плоский живот заставляли проходивших мимо держать дистанцию. Женщина в горжетке рядом с ним издалека выглядела много моложе спутников, вблизи — много старше.
Сухарев, как и на съемках, был в дубленке, в белых туфлях; жокейская шапочка с козырьком, казалось, стала еще меньше, держалась на самой макушке.
Узнав Денисова, Сухарев послал ему ничего не значащую улыбку. Денисов кивнул в ответ; он заметил, что режиссер и его спутники приехали без цветов.
«И все-таки они встречают! И именно жену Жанзакова».
Он уже не сомневался, хотя не смог бы привести ни одного убедительного довода — они оставались в подсознании.
«Тайное всегда становилось явным». Для Денисова загадочное действие этого закона проявлялось чаще всего в удивительных внезапных озарениях сыщика. «Сухареву известно о чем-то очень серьезном. Поэтому и его незамедлительное — уже через несколько часов после исчезновения актера — обращение в милицию, этот ночной приезд в аэропорт...» Сквозь стеклянную перегородку Денисов увидел вспышки сигнальных огней, машина с колпаком на крыше двинулась невидимыми сверху, но, вероятно, точно обозначенными полосами навстречу приземлившемуся лайнеру, и в ту же минуту голос дикторши объявил:
— Произвел посадку самолет... рейс... совершивший полет по маршруту Мурманск — Москва...
Денисов, узнал актрису прежде, чем Сухарев и те двое, что приехали вместе с ним, подошли: на Жанзаковой был меховой жакет, шляпа, длинная, почти до земли, юбка, сумка через плечо. Войдя в зал, где были встречающие, она помахала им рукой.
Тереза выглядела моложе, чем Денисов представлял, и уж, конечно, моложе Овчинниковой.
Денисов остановился чуть в стороне от актрисы, ему было хорошо слышно, как она спросила у Сухарева:
— Не появился? — Голос ее дрогнул, выражение лица стало на мгновение похожим на растерянную гримасу ребенка.
Денисов понял: до последней минуты она верила в возможность простого благополучного исхода, в который он, Денисов, больше не верил.
— Я так надеялась...
— Не надо отчаиваться, Тереза!
— Отчаиваться? Ты меня плохо знаешь... Придется искать самой, поставить все на ноги... — у нее было чуточку злое лицо, удлиненные, в красивых, с тонкой металлической оправой, очках глаза. — К утру мы должны его разыскать.
— Ты без вещей?
— Чемодан в багаже. Подожди, я позвоню, — она сунула Сухареву багажный талон.
Толстяку в яркой куртке Жанзакова ничего не сказала, он виновато вздохнул; женщину, приехавшую с ним, молча тронула рукой.
— Ты скоро? — спросила та.
— Сейчас.
— Пойти с тобой?
— Я одна. Узнаю, как с помещением.
Денисов подошел, когда Жанзакова стояла у автомата, — на другом конце провода трубку никто не снимал, слышались протяжные громкие гудки.
— Денисов, старший оперуполномоченный уголовного розыска, — он представился. — Управление транспортной милиции...
Она молча посмотрела сквозь него, однако все слышала.
— Мне поручили розыск вашего мужа, актера Сабира Жанзакова. Можете на меня рассчитывать.
— Транспортная милиция? — Из всего, что Денисов сказал, она, похоже, обратила внимание на это кажущееся несоответствие. — Почему?
— Съемки и временная прописка киногруппы в Москве на участке нашего обслуживания... — Он объяснил. — Мы проводим первые неотложные действия. Местный розыск...
— А здесь, в Шереметьеве?
— Я приехал, чтобы с вами встретиться.
— Очень хорошо... — У нее поднялось настроение. Видно было, что происшествие представлялось ей до этого делом сугубо личным. — Как вы назвались?
— Денисов.
— Старший оперуполномоченный? По-моему, это как раз то, что сейчас требуется?
— Где мы сможем поговорить? — Денисов посторонился — мимо шли иностранцы, на лацканах меховых курток сверкали цветные блестящие изображения их национального лидера.
— Вы спешите?
— У меня нет других неотложных дел.
— Тогда вам лучше поехать с нами. Подруга оставила мне и Сабиру ключи. — Злое выражение, которое до этого заметил Денисов, исчезло — перед ним стояла стройная, с тонким, умным лицом, модно одетая женщина. Некоторые из проходивших оборачивались, чтобы взглянуть на нее. — Я сейчас звонила: квартира пуста, подруга не вернулась. Там есть телефон, справочник Союза кинематографистов. У нас будет время поговорить.
— Согласен.
Она взглянула на часы.
— Пока приедем, добрые люди в Душанбе, в Ташкенте начнут вставать. Всех обзвоним, все узнаем.
Денисов кивнул.
— Там, в зале, мои друзья. Режиссер, у которого снимается Сабир, — Сухарев Гена.
— Мы знакомы. Второй — в яркой куртке, в клетчатых брюках?..
— Это Аркадий. Не обращайте внимания. Ему нравится шокировать окружающих. Создает ситуации, потом их же описывает. — Она держалась и говорила свободно, не испытывая ни малейших затруднений. — Между прочим, известный драматург. Я вас с ним познакомлю, может, вы даже друг другу понравитесь. — Они двинулись в обратный путь. — Аркадий — человек напористый, за его спиной до определенной поры чувствуешь себя как в танке. Он автор сценария этого детектива, про поезд, в котором Сабир снимается. Мила — его жена, работает в АПН, моя подруга. — Энергичный настрой уже покидал ее. — Постараемся найти Сабира. Вы на машине?
— Да.
— Тогда мы уедем первыми. Аркадий все равно с «Жигулем»... — Жанзакова открыла сумочку. — Ключи здесь. А ребята получат вещи, приедут следом. Больше никого нам не надо, — она положила руку Денисову на локоть. — Есть какие-то частности, не нужно, чтобы и друзья их знали. Согласны, Денисов?
— Через Химки, потом по Кольцевой, — актриса не колеблясь села впереди, к шоферу. — И дальше через Кунцево. — Она что-то поискала в кабине рядом с дверцей, рассмеялась. — Показалось, что еду с «леваком» и надо накинуть предохранительный ремень. Девушка совсем потеряла голову...
Пожилой водитель-милиционер, соскучившись по разговору, спросил:
— Думали, двадцать второй таксопарк? — «Двадцать вторым» обозначали любителей заработать на «подвозе», в Москве официально значился двадцать один таксомоторный парк. — Отчаянные ребята! Особенно у аэропортов. Пользоваться не рекомендую...
Отъехали быстро, так же быстро гнали по шоссе.Город спал. Впереди тянулись к горизонту красные, словно фишки в детской игре, огни. Водителя охватил гоночный азарт, он весь подобрался: по правилам ночной игры надо было оставить все идущие впереди машины позади себя.
— Люблю профессиональную езду, — актриса вынула сигареты. Денисов достал спички. — Особенно по Кольцевой.
— Вы москвичка?
— Родилась в Душанбе. Но с шестнадцати лет, как закончила школу, в Москве. Дядю пригласили преподавать в университете. У меня была золотая медаль, я уехала с ним. Поступать во ВГИК...
— Потом?
— Вышла замуж. Муж был ленинградец, журналист. Почти пять лет прожили в Африке: Нджамена, Бамако, Дакар. В основном, во франкоязычных странах.
— Как там? — водитель ненадолго снизил скорость. — Интересно?
— В то время было много удивительного, я долго не могла привыкнуть. В Бамако, например, белой женщине не дадут на улице нести сумку. Кто-нибудь, совершенно незнакомый человек, обязательно поможет...
Денисов отвлек ее:
— Потом?
— Когда муж первый раз заболел, мы уехали в Ленинград. Московскую прописку я к тому времени потеряла. После его смерти вернулась в Душанбе. Воспитывала сына. Потом познакомилась с Сабиром. С первого дня знакомства мы вместе.
— Взаимоотношения?
— Подруга удивляется: «Сабир влюблен в тебя, как мальчишка!» Это точно. — Жанзакова затянулась, дым сигареты оказался легким, ароматизированным. — Учил французский язык, чтобы писать мне письма! Я как-то сказала, что Митя, мой муж, долгое время переписывался со мной только на французском. Сабир возит с собой на гастроли серебряный прибор — вилку, ложку. Вдруг я заеду! Крахмальные салфетки.
— А ваше отношение?
Она выпустила дым.
— Прошлое, если оно было прекрасным, как мое, нельзя зачеркнуть. Видимо, и нельзя повторить. Все другое. От брака у меня сын, он сейчас с родителями. В этом году заканчивает школу. Он и Сабир, больше у меня никого нет. И ни к кому я не отношусь лучше...
Казалось, она снова повторит в конце: «И все же — прошлое, если оно было прекрасным, как мое, нельзя зачеркнуть. Видимо, и нельзя повторить...» Денисов больше не касался этой темы. Жанзакова время от времени сама возвращалась к ней.
— Сабир принимал меня как есть. С моими проблемами. Но и сколько я с ним повозилась! Вы бы видели, каким он был! Как себя вел, одевался, разговаривал... Что читал! А какие анекдоты рассказывал...
— Когда вы виделись в последний раз?
— В феврале я была в Москве, а через неделю он прилетел в Мурманск.
— Съемки в самом Мурманске?
— Там недалеко. Он прилетел выступать по линии пропаганды киноискусства. Режиссер дал машину, я его встречала.
— Долго пробыл?
— Три дня. У него было несколько выступлений. «Жанзаков, выходит, совершил в феврале довольно большое турне, — подумал Денисов. — Москва — Ухта — Мурманск. Снова Москва!» — Кроме того, мы почти через день разговаривали по телефону. Дьявол!..
Встречная машина пронеслась у самого крыла.
— Как люди ездят!
Они выехали на Юбилейный проспект, после Ленинградского шоссе он казался безлюдным унылым проселком.
— Как он звонил вам? Заказывал или набирал по автомату?
— По автомату. Из центра...
«Пока я ни в чем особенно не ошибся. Вот и междугородная-автомат засветилась».
— Сабир избаловал меня звонками. Говорили по полчаса... Вообще в чем-то мне повезло в жизни... Наши отношения с Сабиром чисты, как слеза. Он принес мне счастье, когда уже ни на что не надеялась.
— Когда Жанзаков в последний раз звонил?
— Позавчера, в четверг. После восьми вечера. Быстрые звонки междугородной. Думаю, это он. Я была в ванной. Выбежала — уже поздно.
— И больше звонков не было?
— Он все равно бы не дозвонился. Я уже сдала номер в гостинице. Вчера и сегодня мы снимались в районе, ночевали в финских домиках. Там не было телефона. А разговаривали мы с ним накануне. В среду. Ничего такого, что могло бы насторожить.
— Он не говорил, что собирается оставить съемки?
— Ни разу.
— Может, предложили участие в каком-то фильме?
— Сабир бы сказал.
— У вас есть какое-нибудь объяснение случившемуся? Ссора, ревность...
— Нет. О ревности вообще не может быть речи... Мне все кажется, что он вот-вот даст знать о себе и все объяснит. И все окажется простым — только нам почему-то это не приходит в голову. Я привыкла: за ним как за каменной стеной.
— Не думаете, что с ним могло что-то произойти...
— Страшное? Нет. Физически Сабир очень сильный. Феноменально. В свое время занимался каратэ, кун-фу. Потом тхеквондо — корейской борьбой. Бывший председатель федерации считал, что он наиболее способный из учеников... За это я не боюсь.
— Нам прямо в Крылатское? — Водитель оторвал взгляд от дороги.
— До Рублевского шоссе. Там на улицу академика Павлова.
— Вам уже приходилось жить здесь?
— Куда мы сейчас едем? Конечно! По нескольку недель. Хозяйка — моя лучшая подруга. Сейчас она с мужем за границей. Ее и мужа я тоже знаю по Мали.
— Жанзаков тут жил?
— У него даже есть ключи. Он мог пользоваться квартирой: все равно стоит пустая. Правда, далеко ездить на съемки.
— В ваш приезд в Москву, в феврале, вы приезжали сюда?
— Я жила здесь вместе с Сабиром.
— А может, сейчас вы увидите его? — спросил вдруг шофер, которому по правилам водительской этики следовало делать вид, что он нем и глух.
— Все может быть, отступать некуда! — тон у нее внезапно стал неприязненным, жестким. Денисов понял: мысль о том, что актер по какой-то причине мог эти дни, пока его искали, находиться в Крылатском, приходила и к Жанзаковой, но актриса спешила от нее избавиться.
— Поворот, — она показала рукой.
Шофер понял свою ошибку — ничего не сказал.
— Этот длинный дом. Второй подъезд от угла. Спасибо.
Еще не выйдя из машины, актриса вскинула голову — было поздно, ни в одном из окон не горел свет.
— Ждать? — спросил водитель у Денисова.
— Пока да.
Они прошли в подъезд.
— Код? — поинтересовался Денисов.
— Кода нет. Лифтерша. Наверное, спит. Девятый этаж... — Жанзакова уже волновалась.
— Он знал, что вы прилетаете сегодня?
— Сабир ждет через неделю.
Останавливаясь на девятом, лифт громко щелкнул — мог разбудить весь дом. Тереза подошла к двери напротив, быстро вставила ключ, повернула.
Дверь не открылась.
— Внутренняя задвижка... — актриса побледнела.
Изнутри не доносился ни один звук.
— Лучше вы, — она уступила место Денисову. — Вдруг что-то случилось. Не могу. Выключатель справа — дерните шнур.
Дверь поддалась неожиданно легко. Еще входя, Денисов на весу поймал шнур выключателя, мягко потянул — в прихожей вспыхнул неяркий свет. Впереди была незакрытая дверь кухни, задернутое шторой окно.
Актриса уже взяла себя в руки, шумно ступая, прошла вперед, зажгла везде свет.
— Никого нет.
Квартира была двухкомнатная, улучшенной планировки, как и в большинстве здешних зданий. Мебель, показалось Денисову, куплена недавно, расставлена впопыхах, как попало. Повсюду на стенах висели африканские маски, довольно живописные, искусно вырезанные.
— Смотрите, — позвала Жанзакова из дальней комнаты, — Сабир приезжал сюда!
Денисов прошел в большую комнату. Прямо против двери стояла тахта, которую, уходя, забыли прибрать, подушки в изголовье были смяты, в ногах лежало ватное одеяло. Свежий пододеяльник был тоже измят.
— Я приберу, не против? — актриса, не снимая жакета, взялась за подушки. — И что-нибудь сготовим. В Мурманске мне подарили югославскую ветчину в банках. Вы голодны?
— Нет. Спасибо.
— Сейчас ребята подъедут. Аркадий, тот в любой момент хочет лопать, Милка готовить не любит... — Не переставая объяснять, она сбросила постель в тумбочку. — Кофе должен быть — я оставила две банки. Подкрепимся и начнем искать беглеца. Но сначала переоденусь.
— Я могу позвонить?
— Сколько угодно. Параллельный аппарат в той комнате.
Во второй комнате стояла еще оттоманка, секция с книгами, среди которых, похоже, не было ни одной читаной, все новые — только из издательства. Ни один клочок бумаги не валялся на глазах, нигде не было ни одной старой вещи, из тех, с которыми переезжают в новую квартиру без надежды расстаться.
Хозяева, безусловно, были людьми, лишенными сентиментальных предрассудков, — тем более удивил Денисова предмет, валявшийся рядом с оттоманкой. Денисов поднял его, осмотрел, сунул назад за тахту.
«Огрызок старого деревянного гребня!..» Гребень был ручной работы, частый, расколовшийся от долгого употребления. Как он здесь оказался?
Телефон в дежурной части был свободен. Трубку взял оперуполномоченный Кравцов. Он подстраховывал Денисова.
— Проверь, заказывали ли отсюда переговоры по межгороду. — Денисов назвал номер, с которого звонил. — С кем? Когда? Кто?
— Вас понял, шеф. — Кравцов был моложе, работал недавно и сохранил манеры и жаргон выпускника Спортивной школы Олимпийского резерва, кем, в сущности, и оставался все это время. — Ждать вас к завтраку?
— Непременно.
Денисов осмотрелся.
Пыли — свидетельство того, что в квартире долгое время никого не было, — Денисов не увидел. В хлебнице на кухне лежал кусочек батона, не успевший до конца зачерстветь. На пустом пакете из-под молока стояла дата: «24».
— Вот и я! — Жанзакова была в вельветовых брюках, в безрукавке, надетой поверх кофточки. Лицо ее выглядело усталым. Денисов подумал, что она никак не моложе сорока. — Сейчас все сделаем...
Из кухонного серванта появилось блюдо, актриса принялась быстро заполнять его крохотными квадратными бутербродами с ветчиной, не забывая проткнуть каждый маленькой, словно игрушечной, шпажкой.
— Подкрепимся и будем звонить. Если бы кто-нибудь знал, как мне противопоказана нервотрепка и как часто именно со мной она происходит!
— У вашего мужа есть деньги?
— Конечно!
— На счете?
— В сберкассе. Одно время он не был в штате, зарплата не шла. Поэтому создавал сбережения. И жил на них, когда бывал в простое.
— У него одна сберкнижка?
— Несколько. Сабир не любит получать наличные. Или истратит, или выпросят — отказать не может.
— Суммы большие?
— Никогда не заглядывала. Во всяком случае, не бедствуем. И у меня тоже есть деньги.
— Предстояли ли ему какие-нибудь траты в ближайшее время?
— Крупные?
— Довольно крупные!
— Нет.
— Может, кто-нибудь попросил?
— Он мог взять деньги для первой жены. Я никогда не препятствовала. Это его дело — там ребенок, тем более девочка. Нужно то и другое. Сабир к ней очень привязан. — Тереза явно не знала о снятых со счета деньгах.
— Не собирались, например, покупать машину?
У меня есть «Жигули». В Душанбе. Правда, никак не приведем их в порядок. Одной машины нам хватит. — Она не придала значения вопросам, мысли ее заняты были другим: — Может, связаться со съемочной группой? Вдруг Сабир появился?
— Я проверю.
Для себя Денисов не делал ставку на звонки в съемочную группу.
«Все равно как человек, который потерял деньги. То и дело он заглядывает в пустой бумажник... Искать надо не там!» Сухарев, кинодраматург Аркадий и его жена ввалились около трех ночи — голодные, усталые. Под самым Крылатским на Рублевском шоссе у них сломалась машина, около часа простояли на дороге.
— Сплошные напасти... — экзотически одетый кинодраматург снял очки-консервы, сразу же набросился на бутерброды. — От Сабира ничего?
— Нет пока.
— Аркадий, Милочка, — Тереза представила Денисову драматурга, его жену.
— Денисов, оперуполномоченный розыска.
— С Геннадием вы знакомы.
Сухарев церемонно, как перед тем в аэропорту, кивнул, отошел к окну.
— Никуда не звонили? — Аркадий хватал с блюда сразу по нескольку бутербродов.
— Первый звонок — своим. В три! Так я решила. Потом старикам Сабира, в Союз. Дальше как выйдет.
Актриса заварила кофе, в помещении, похожем на мебельный салон, запахло жильем.
— Я пока воспользуюсь телефоном. — Сухарев пошел в комнату.
— Хабибуло может что-то знать, — сказал драматург с набитым ртом. Он назвал еще несколько имен. — Подожди, надо записать всех.
— А Рахим? — спросил Сухарев.
— Мы звонили с Милой. Он в Ашхабаде.
— Тогда Рахим отпадает, — Тереза принялась разливать кофе.
— А вы почему не едите?
Жена драматурга уже несколько минут присматривалась к Денисову, ей не терпелось начать привычный треп.
— Какая ветчина! Как Тереза все красиво сделала! Я думаю, она для вас постаралась! Правда, Тереза? Что бы ни случилось, мужчина, тем более молодой, крепкий, должен есть! Без этого нельзя, вы согласны со мной?
Она чувствовала себя как рыба в воде в беспрестанном варьировании ни к чему не обязывающих полунамеков, недоговорок. Денисов в таком общении всегда проигрывал, как человек, для которого слово и дело были крепко и тяжело связаны, а любой намек становился поводом к наблюдениям и выводам.
— Вы действительно не едите ветчину? Между прочим, зря! Она совершенно свежая.
— Я знаю.
— В чем же дело?
Она делала вид, что не понимает его скованности, несвободы, нежелания есть с людьми неблизкими. Жена Жанзакова взглянула на часы:
— Три. В Душанбе шесть часов. Папа встал. Готовится сесть за письменный стол. — Она пояснила для Денисова: — Он писатель, — Тереза назвала незнакомую короткую фамилию. — Это псевдоним. Каждый день, что бы ни случилось, садится работать. И так на протяжении многих десятков лет.
— В каком он возрасте?
— Он у меня пожилой. Восемьдесят два года. Я была самой младшей в семье. А теперь мой сын.
— Ваши еще ни о чем не знают?
— Не хотела беспокоить. Расстроятся!
— На два дня исчез! — вмешалась Мила. — Аркадий неделями пропадает. Представляешь, сколько я могла подкинуть работы уголовному розыску в наше пятидесятое отделение? В «полтинник»!
— Разное отношение к мужьям, — заметил драматург, не переставая жевать.
— Ладно, — Мила смягчилась, — какая там сейчас погода, в Душанбе?
— Весна. В самом разгаре.
— Папе привет.
В дверь заглянул Сухарев: телефон освободился. Все перешли в большую комнату. Жена Жанзакова подсела к журнальному столику, набрала восьмерку, подождала, затем принялась быстро накручивать диск.
— Занято! Очень странно...
— Ты быстро вращаешь диск, — заметила жена драматурга.
Муж ее не замедлил вмешаться:
— Набирать номер следует совершенно бестрепетно. Спокойной рукой. Все равно как во время стрельбы. Неодушевленный предмет, а все чувствует.
— Пример телекинеза?
— Я наблюдал за одним типом в Лаг-Вегасе...
— Занято! Я же говорю! — Тереза успела набрать номер. — Отец с кем-то разговаривает.
— Дай я! Какой телефон? — Мила взяла трубку. Номер в Душанбе был занят.
— Куда он может звонить так рано?
— А может, ему звонят?
Актриса пожала плечами.
Несколько минут сидели молча, в стекле отражался незамысловатый интерьер с перекошенными лицами африканских колдунов в простенках.
Наконец Жанзаковой удалось дозвониться:
— Папа, это я. Из Москвы... — Тереза говорила по-русски, Денисов решил, что она не знает родного языка, либо не владеет им в совершенстве. — У вас все здоровы? Как ты? Тофик? — Денисов понял, что она спрашивает о сыне. — Как мама? У меня? Тоже, в общем, все в порядке... — Казалось, говорила она одна, а отец, успевал лишь вставлять отдельные слова. Такой разговор требовал навыка — слушать и говорить требовалось одновременно.
— Сабир не звонил? Нет, я его еще не видела. С кем ты сейчас разговаривал — у тебя было занято? — В этом месте Тереза сделала единственную паузу — молча выслушала ответ и повторила: — Звонки, как междугородный, берешь трубку — не отвечает. И сразу гудки. Занято! Три раза так. Папа! Ну, я кладу трубку. Может, перезвонят? Если Сабир, скажи что я у Эллы. У меня все в порядке. Я буду тебе еще звонить через час... У Тофика все нормально? Ну, ладно. Маме привет, Тахмине, Нигине, Джамиле... — Она положила трубку. — Кто-то звонит ему по междугородному, не может соединиться.
— Будем надеяться, что это Сабир, — сказала Мила.
— Я, пожалуй, выпил бы еще чашечку кофе, — осторожно сказал Сухарев.
— Я приготовлю, — Тереза поднялась.
Режиссер тоже встал, не ожидая, следом за ней отправился на кухню.
«С прилетом Жанзаковой, — подумал Денисов, — Сухареву ни на минуту не удалось переговорить с Терезой наедине. И вот теперь такая возможность впервые ему представилась».


ГЛАВА ПЯТАЯ
Ночной разговор о мастерстве

Минуты неуверенности и раздумья закончились. Денисов сосредоточился на драматурге и его жене.
— Когда вы в последний раз видели Жанзакова у себя?
— Сабира? По-моему, он был у нас в марте? — Мила взглянула на мужа. — Ты тогда уже вернулся из Братиславы...
Для всех словно существовало два разных человека: «Жанзаков» и «Сабир», и прежде чем ответить, большинство производило в уме простой, но важный обмен.
«Жанзаков» был популярным актером, лауреатом республиканской и ведомственных премий, он снимался в характерных ролях, закончил высшие режиссерские курсы, «Сабир» был другом всех и вся, спортсменом, рубахой-парнем, у него не было комплексов, самозабвенно любил свою вторую жену, эта любовь сказывалась благотворно на его облике, манерах: в последние годы актер стал мягче, интеллигентнее...
«И мало кто знает про его раздвоенность, — подумал Денисов, — то, о чем рассказал бритоголовый. Мальчик-боксер, одержав победу в восьмом раунде, женившись на дочери менеджера, не получил то, о чем мечтал. Потерял дар легко привлекать сердца, истинных друзей, дочь...» — Денисову показалось, что он нашел верную модель.
— Из Брно, — драматург двинул кресло, — не из Братиславы.
— Все едино, — возразила жена. — Значит, это был уже март.
Они сидели втроем вокруг журнального столика. Светать за окном и не думало.
Из кухни, где режиссер все еще пил кофе, не доносилось ни одного звука. Сухарев и жена Жанзакова разговаривали почти неслышно.
— Он пришел к вам один?
— Один. Потом появился оператор со студии Горького... Коля... Он сейчас в отъезде. Сидели, разговаривали...
— О чем? Помните?
— О Будде, махатмах...
Денисов не понял. Аркадий пояснил:
— Коля большой специалист по Индии, увлекается буддизмом, дзенбуддизмом.
— Он шутит, — Мила пересела на тахту. — Знаний там никаких. Все на уровне брошюр атеистической серии.
— Я забыл, что оперуполномоченный может об этом не знать.
Аркадий расстегнул сорочку — под подбородком на шее блеснула довольно толстая цепочка. Животом он налег на журнальный столик, отодвигая кресло назад.
— Махатмы — сейчас общее увлечение...
— Больше никого в тот вечер не было?
— Нет. Посмотрели телевизор. Попили чай. Все по-домашнему.
— Жанзаков о чем-нибудь говорил?
— Больше молчал. По-моему, он ушел первым.
— Лишь уходя, — вмешался драматург, — Сабир поверг Колю в легкий транс. Когда тот демонстрировал осведомленность в древнейшей религии, Сабир процитировал кого-то из наисовременнейших исследователей. Коля так и отпал.
— Вы заходили к нему в вагон?
— Неоднократно. И я, и Мила.
— Кого-нибудь видели из тех, кто может сейчас помочь?
— Жанну Рудь... С ней тоже стоит поговорить. Подруга Терезы.
— В комнате было жарко.
— Вы не откроете окно? — попросила Мила. Денисов поднялся, приоткрыл форточку.
— Так?
— Да, — она сбросила туфли, устроилась поудобнее. — Вам часто приходится вот так, ночами, вести розыск?
— Бывает...
— Как интересно!
Присмотревшись, жене драматурга можно было дать лет пятьдесят и больше, тем не менее морщин на ее лице видно не было, а в какой-то момент оно казалось даже юным.
«Словно маска, — подумал Денисов. — И неизвестно, что за человек за ней. Как относится к тому, что ты говоришь».
— Жена, наверное, вас совсем дома не видит...
Денисов не поддержал тему.
— Чем Жанзаков занимался в свободное время? Как проводил вечера?
— Читал. Я привозил ему книги. У него очень широкий диапазон чтения. Психология творчества, восточная медицина, наука, спорт. Огромный круг интересов. Пожалуй, я еще с таким не сталкивался. Художественной литературы, правда, он читал мало. Ромен Роллан, Маркес. Из последних — Чингиз Айтматов. Гусейнов. Взял из библиотеки Валентина Сидорова — «Семь дней в Гималаях».
Денисов взглянул на часы. Было начало пятого. Надеяться на то, что Жанзаков, дозвонившись до тестя в Душанбе, свяжется сразу с квартирой в Крылатском, не приходилось.
«Профессии юриста и врача похожи, — говорит один из старых оперуполномоченных, наставник и друг Денисова. — Но в отличие от врачей, юрист не может надеяться на то, что человеческая природа в случае казуса обойдется без него и здоровый организм победит болезнь. Под наш лежачий камень вода не подтечет никогда...
— Съемки, вообще работа над фильмом увлекала его? Что он говорил?
Аркадий достал сигарету, огромный живот его колыхнулся:
— Вам приходилось раньше сталкиваться с кинопроизводством?
— Односторонне. Я летал в Бухару в связи с убийством администратора картины. Несколько допросов. Все.
— Не знаю, смогу ли я вас убедить. Говорить об увлечении трудно. Специфичность работы. Сегодня может сниматься конец фильма, а завтра начало или середина.
Сплошная мозаика. От актера требуется высокий профессионализм. Вы не смотрели материал, который мы отсняли? Сценарий тоже не читали?
— Когда он мог увидеть, дорогой! — Мила на тахте пожала плечами.
— Конечно же. «Что-то с памятью моей стало...» Очень интересный сценарий. Мила может подтвердить.
— Твои сценарии — самые интересные, дорогой.
— Спасибо, Милочка. Так вот по поводу фильма. Речь идет о раскрытии преступления, что-то вроде «Восточного экспресса» Агаты Кристи. Сотрудники анализируют преступный почерк и выходят на убийцу. Я месяца два ходил в ваше управление транспортной милиции каждый день. Как на работу...
«Я неточно сформулировал вопрос...» — подумал Денисов. Это не могло его интересовать. И упоминание термина, кочевавшего из одной легкой пьесы в другую, звучало безмерно фальшиво.
— В общем, да.
Так в свое время в уголке Дурова шокировал его ученый ворон, когда скрипучим совершенно человеческим голосом четко произнес:«Во-ло-дя!» «О чем можно узнать за два даже полных месяца хождений в контору? — Денисов пожал плечами. — Что можно почувствовать, когда не отвечаешь за результат розыска, не обязан ни искать, ни запоминать, ни ломать голову. Не знаешь температуры милицейских отношений?» — Трудная у него роль?
— Я сторонник сложного. Тогда актеру есть что играть... Когда-то давно я сам играл в детском театре. В «Печальном однолюбе» Симона Соловейчика у меня была роль учителя рисования. Там я рассказываю о том, как даю задание ученикам. Я говорю им: «Человек гуляет с котом. Нарисуйте, что человек думает о коте. А потом — что кот думает о человеке». И они садятся и прекрасно рисуют... Мы привыкли к последовательному показу проблем. Поэтапному. Но, представьте, проблемы накладываются одна на другую. Замкнутый круг. Понимаете?
— Что, это применительно к роли, которую играет Жанзаков?
— Режиссер говорит Сабиру: «Сыграй преступника, который уверил всех, в том числе себя, что он невиновен, хотя знает, что совершил убийство...» Аркадий неожиданно понизил голос, кивнул на тахту. Мила, которая еще недавно разговаривала, незаметно заснула.
— Но это не все! Там сложная психологическая подоплека. Герой расстался с любимой женщиной, полюбил другую. В то же время понимает, что ничего не в состоянии изменить в своей жизни. Та, первая, не уйдет, будет его любить до конца...
Денисов поднялся, сделал несколько шагов. Ковер мягко пружинил. Денисов не снял обувь, единственный из находившихся в квартире.
«Каждый день снова Жанзаков проигрывал перед камерой свою незадавшуюся жизнь. А вечерами звонил в Мурманск, в Сосногорск. И еще получал втыки от Сухарева... Как у Грэма Грина. То, что Жанзаков выписал: «Если мы можем его выдержать, относясь к тому, кого любим, с милосердием, а к тем, кому изменяем, с нежностью...» — Как вы подбирали актеров на роль?
Аркадий поднял голову:
— Кинопробы. Актеры снимались в небольших эпизодах. Худсовет утверждал.
— Кто решал, кого пригласить?
— Режиссер. И сценарист. В принципе подсказать актера могли все члены съемочной группы. Руководство киностудии. И вообще со стороны.
— Вам что-нибудь известно о первой семье Жанзакова?
— Очень немного. Развелись. Он никогда об этом не говорил.
— О том, что у него дочь?
— Впервые слышу.
— Парня этого не знаете? — Денисов достал фотографию, заимствованную в Ухте. — Где могли происходить эти занятия?
— Нет, не знаю.
Аркадий и Мила ничем не смогли ему помочь. Несколько минут в комнате было тихо, Денисов взглянул на часы: Тереза и режиссер разговаривали более получаса. О чем мог поведать жене исчезнувшего киноактера человек, бок о бок проживший более трех месяцев с ее мужем?
«Ты — как пес, побитый, безудачный...» — Денисов вспомнил первую жену Жанзакова. — «Сабир даже попросил записать характеристику к нему в блокнот». Что еще? «Звонит. Из Ханоя, из Кельна. Телефонистки удивляются... Один раз профессора привез, чуть ли не академика. Потом знахаря...» И в то же время боязнь потерять Терезу, восхищение, связанное почти с поклонением. Любовь — мания. «Когда узнал, что Митя, мой муж, писал мне на французском, стал изучать язык». «С Терезой стал другим...» — Кто предложил Жанзакова на роль? Вы?
— Да.
— А точнее?
— Тереза.
— Она читала сценарий?
— Да. Ей очень понравился. Зачем иначе она бы рекомендовала Сабира!
В отличие от всех находившихся в эту ночь здесь в квартире Денисов один был на работе и даже получал вознаграждение за то, что не спал и расспрашивал об исчезнувшем актере. Поэтому мысль его работала в одном, определенном, направлении.
«Жена актера ни о чем не догадывалась, а может, старалась не думать. Самому Жанзакову было тяжело. Невозможность никому довериться, кроме, пожалуй, бритоголового дозорного у «лихтвагена». Неудовлетворенность... А главное, необходимо каждый раз снова проигрывать свои беды у монитора...» — Роль оказалась Жанзакову не по силам? Я правильно понял?
— Мне не хотелось, чтобы Тереза это знала. Пока Сабир не удовлетворил ни меня, ни режиссера. Кое-что мы даже думаем переснять.
— На этой почве между ним и режиссером были трения?
Аркадий помялся.
— Их отношения нельзя назвать безоблачными?
— Нет, конечно. Геннадий излишне резок. Сабир тоже не всегда сдерживался. Иногда находила коса на камень; Сабир сам режиссер, понимал.
— Доходило до оскорблений?
— Чисто творческие дела... Для Сабира после его ролей каратистов это, конечно, каторжный труд.
Денисов прошел по комнате. Сел. Ситуация упростилась: «Жанзаков был поставлен перед выбором. Возможно, это был крик души. Об этом Сухарев и ведет сейчас разговор с Терезой. А по дороге, в машине, он ввел в курс дела Аркадия и его жену. Так что все не будет для них неожиданностью...» В телефонном аппарате что-то щелкнуло. Это трудно было даже назвать звонком. Актриса вбежала в комнату, схватила трубку:
— Алло, папа!..
Женский голос в трубке громко произнес:
— Ответьте Нджамене, Нджамена на проводе.
— Это подруга, — вздохнула. — Волнуется, все ли в порядке с квартирой... — Пока абонент в Африке выходил на связь, она пояснила: — Валютный кооператив, они на него работали! В свое время мы сделали глупость, сейчас был бы в Москве свой угол! Да! Да! — Ее словно встряхнуло, когда услышала голос подруги. — Элла! Это Тереза! Все в порядке! Слышишь? Все в порядке... Если слышишь, не трать валюту, клади трубку...
Пока Жанзакова объяснялась, из кухни появился Сухарев, остановился в дверях.
— Элла! — крикнула еще раз Жанзакова. — Все в порядке.
Нджамена отключилась.
— Вы утром заходили в купе Жанзакова? — Денисов подвинул кресло, он и режиссер могли теперь, разговаривая, следить друг за другом.
— В пятницу? Да. Я забеспокоился. Кроме того, нужен был экземпляр режиссерского сценария.
— Экземпляр, принадлежавший Жанзакову?
— Любой. Их всегда не хватает. Приходят актеры в эпизоды, каждый просит. Многие коллекционируют.
Обратившись за помощью к милиции, он тем не менее предпочел скрыть главное.
— А дальше? Вы обнаружили в купе конверт? Вскрыли его. Так?
Сухарев не ответил.
— Что там, в письме или в записке? Вы же знаете. Она у вас с собой?
На несколько секунд возникла неловкая пауза. Решившись, Сухарев достал вчетверо сложенный лист, подал Денисову.
— Читайте!
Денисов развернул. На странице, выдранной из уже знакомой общей тетради, которую Денисов видел в купе, стояло:
«В моей смерти прошу никого не винить. 6 января. Жанзаков».
— Почему вы ее скрыли?
Сухарев снял жокейскую шапочку, провел по жестким коротким волосам.
— Не хотел огласки. Сабир вернется, узнает, что я передал его записку в милицию. Скандал! Кто знает, писалась ли она всерьез? Главное, почему в январе?
«Во время болезни Овчинниковой... — подумал Денисов. — Перед поездкой в Сосногорск».
— Конверт лежал на видном месте?
— В общей тетради. Он выпал. Не знаю, что меня подстегнуло вскрыть. Может, отсутствие адреса.
— Вы считаете, Жанзаков оставил конверт преднамеренно, чтобы его сразу увидели?
— Нет. Если бы не сценарий, я не обратил бы внимания.
— Ничего не могу понять, — Тереза провела рукой по лицу. — Записка написана шестого января. Гена говорит, что с первого по девятое Сабир был свободен от съемок. В Душанбе он прилетел девятого, пробыл всего несколько часов, даже не побывал дома. Повидал моих — и сразу в аэропорт. Отец и мать Сабира видели сына уже в аэропорту. Ничего не понимаю.
— Вы показывали записку ассистенту по реквизиту?
— Нет. Если бы она была написана в марте, я бы показал ему, всем. Сразу бы забил тревогу. Обстоятельства могли перемениться. Да я и не принял ее всерьез.
— Тем не менее решили сообщить в милицию о том, что Жанзаков исчез.
— Я не мог игнорировать полностью. Это на тот случай, если бы она писалась серьезно. Теперь вы знаете все.
Тереза опустилась на тахту, поставила телефон рядом, набрала код.
— Папа! Никто не звонил? А звонки еще были? Были? — Дочь и отец уже не говорили одновременно. — Как по междугородной? Я не исключаю, что это Сабир. Не может дозвониться? Сообщи, если он позвонит. Нет, нет. Все хорошо. У него съемки... Обязательно. Я в Крылатском. Тофик спит? Целуй всех. — Она поспешила закончить, повторила, что в комнате уже знали: — Кто-то звонит, не может дозвониться!
— Может, все-таки он! — Аркадий вздохнул. — Рано паникуем. Записка все-таки написана в январе. Я его после этого двадцать раз видел.
— Ничего не понимаю, — повторила Тереза. — Быть таким преданным. Каждый день звонить, телеграфировать. И скрывать!
— Чуть-чуть подремли. Тебе нужны силы. — Мила зевнула. — Завтра позвоним в Ташкент. Может, Талгат или Венера что-нибудь знают.
Тереза не ответила.
— Давайте выключим верхний свет, — драматургу было жаль Терезу, жену.
Сухарев дернул шнур выключателя, в комнате стало темно, но только в первую секунду.
За многоэтажными зданиями, словно в порту между силуэтами судов, сочился серый свет. День начинался пасмурным, ненадежным. В мойке на кухне неожиданно потекла из крана вода и так же неожиданно прекратила течь.
Денисов поднялся. Здесь, в квартире, ничего больше нельзя было узнать. Уходя, он снова заглянул во вторую комнату. При свете, падавшем из коридора, обломок деревянного гребня был хорошо виден. Он так и лежал под тахтой.
Сухарев вышел следом.
— Может, позавтракаете? Я видел, вы ничего не ели. У Терезы есть буженина, ветчина.
— Спасибо, поеду.
— Заходите, — предложил Сухарев. — Можно домой.
Денисов вежливо кивнул. Он не простил обмана.
Лифтерша спала, закрывшись в своей конторке за дверью.
У подъезда, во дворе, стояло несколько машин, на некоторых были красные — дипломатические — номера.
Машины и тротуар были припорошены только что выпавшим снежком.
Было еще рано. Но единственный во дворе телефон-автомат был уже абонирован.
Пенсионного возраста здоровяк захватил его, чтобы всласть наговориться с кем-то из сверстников, страдающих бессонницей, как и он.
— А что Шурка? — орал он, рискуя разбудить двор. — Ах, подлец! Ну и дубина! Ты ему сказал, что Вова звонил?
Денисов не стал ждать. По классификации говорунов тип этот стоял в первой пятерке.
У соседнего корпуса все аппараты оказались свободны, Денисов набрал номер дежурного.
— Ты из квартиры? —: трубку взял Кравцов.
— В автомате. Можно говорить. В Душанбе звонил?
— Да. Отца Терезы через междугородную никто не заказывал. Видимо, звонили по коду. В этом случае установить вызывающий город невозможно.
— Связь с Душанбе не барахлит?
— Исправная.
— Дальше!
— Через отделение милиции связался с участковым в Крылатском. Дом новый, соседи мало знают друг друга. Хотя, кое-что он обещал. Наконец... — Кравцов был доволен результатом. — Мне удалось проверить заказы на междугородные переговоры из квартиры, где вы сейчас находились. И это несмотря на то, что воскресенье.
— Молодец.
— Шесть раз Сосногорск, Коми АССР. По одному разу — Тарту, Таллин, Вильнюс и Рига. Абоненты в Прибалтике пока не отвечают. Я звонил. Похоже — какие-то учреждения.
— В Сосногорске Овчинникова, микрорайон...
— Точно. Что будем делать? Режиссер явно что-то знает.
— Ты ел?
— Нет, как обещал. Чем кормят?
— У нас? В первом буфете для транзитных пассажиров и во втором глазунья, холодец. Кофе сурового разлива. В четвертом пельмени. Только привезли.
Денисов подумал.
— Четвертый. Все. Еду.

дальше



Семенаград. Семена почтой по России Садоград. Саженцы в Московской области