Рекс Стаут (1886-1975) родился в Ноублесвилле, штат Индиана. Через несколько
лет семья переехала в Канзас и поселилась в Викарусе, где Рекс, шестой из девяти
братьев и сестер, пошел в школу. Вундеркиндом он не был, зато порадовал родителей
победой в конкурсе по правописанию и арифметике, проводившемся в их штате. Будучи
молодым человеком, он разработал программу накопления банковских сбережений
для школьников, которую приняли на ура в четырехстах американских городах, и
она принесла автору четыреста тысяч долларов. В 1906 году Рекс Стаут бросил
учебу в университете Канзаса, поступил на флот юнгой и прослужил два года на
президентской яхте "Мейфлауэр".
После этого он сменил множество самых разных профессий.
Конюх, продавец в книжном магазине, менеджер отеля, гид по индейским пуэбло
в Санта-Фе, торговец сигарами в Кливленде - это далеко не полный список достижений
будущего писателя. Маловероятно, что такая обширная сфера интересов Рекса Стаута
была связана с желанием накопить жизненный опыт, который мог бы ему потребоваться
для создания вымышленных миров и персонажей. Скорее любовь к общению и азартное
стремление испытать себя толкали его к переменам.
В 1927 году Рекс Стаут делает первый шаг на пути к писательской славе: как многие
начинающие беллетристы, он переезжает в Париж. Критики довольно благосклонно
отнеслись к молодому писателю, однако признание читателей пришло к нему только
спустя несколько лет. Диапазон тем, занимавших Стаута в то время, как, впрочем,
и на протяжении всей его карьеры рассказчика, был так же широк, как и круг его
бытовых интересов. Он пробовал свои силы в самых разных жанрах - от традиционного
романа до научной фантастики, но основная масса его произведений - детективы.
Именно они принесли Стауту шумный успех, были переведены на 25 языков, издавались
и продолжают издаваться огромными тиражами.
Творчество Стаута в жанре детектива также отличается разнообразием, включая
как отдельные произведения, так и серии романов, а также рассказы. Каждому из
них присущи свои достоинства, но ничто не выдерживает сравнения с эпопеей Ниро
Вульфа и Арчи Гудвина.
Рекс Стаут впервые вывел своих героев на сцену в 1934 году.
С появлением романа "Фер-де-ланс" ("Острие копья") армия
поклонников его таланта заметно увеличилась, и по мере того как экстравагантный
сыщик со своим остроумным помощником шествовали по страницам детективного сериала
из романа в роман, число почитателей их создателя росло.
Эпопея Ниро Вульфа и Арчи Гудвина родилась в 30-е годы, когда классическим сыщикам-интеллектуалам
пришлось немного потесниться, уступая место крепким ребятам, которые самой лучшей
компанией для себя считали кольт 38-го калибра и пару длинноногих блондинок,
на каждой странице наливали виски на два пальца и общались с самыми опасными
преступниками на простом и вполне понятном читателю языке, не выпуская при этом
сигару из зубов. Начиналась эра остросюжетного детектива. Рекс Стаут, будучи
до мозга костей человеком своего сумасшедшего времени и не желая отказываться
от своей давней любви к персонажам Артура Конан Дойла, соединил в своем творчестве
два детективных канона, дав классическому, хоть и немного гротескному, сыщику
Ниро Вульфу помощника, созданного по образу и подобию героев криминального чтива.
Этим и объясняется успех четырех десятков романов, в которых фигурируют два
героя-антипода, вместе способные покорить любую аудиторию.
Стаут обладает чудесным даром создавать реалистичных персонажей и заинтересовывать
читателей их жизнью. Ниро Вульф и Арчи не одиноки - их окружают друзья и враги,
люди, нуждающиеся в их помощи, и те, кто с удовольствием убрал бы с дороги двух
не в меру сообразительных частных детективов.